Экологический аутсорсинг (экологическое сопровождение деятельности предприятия) – это передача на обслуживание определённых бизнес-процессов или производственных функций от одной компании другой на основании договора.
В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее одного года).
Другими словами экологический аутсорсинг – это полная или частичная передача функций администрирования природопользования и экологической отчетности, он предполагает передачу сторонней специализированной компании выполнение следующего ряда работ:
Перечень и виды работ, передаваемых компанией (предприятием) на аутсорсинг (абонентское обслуживание), определяются в каждом конкретном случае в зависимости от вида деятельности, структуры предприятия, наличия филиалов и отделений и прочих факторов.
При этом перечень работ, стоимость услуг и календарный план выполняемых работ фиксируются в техническом задании, смете стоимости работ и календарном плане, являющихся обязательными приложениями договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» все объекты (предприятия/организации), оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее — объекты НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия делятся на 4 категории:
Согласно ч.4 ст.4.2 Федерального закона №7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС.
В зависимости от присвоенной категории негативного воздействия на окружающую среду объекты НВОС, юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие такие объекты, предоставляют различного вида отчетность в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
Экологическая отчетность | Категория объекта НВОС | ||||
I | II | III | IV | Без категории | |
Отчет по форме 2-ТП (воздух) | да | да | да | нет | да |
---|---|---|---|---|---|
Отчет по форме 2-ТП (отходы) | да | да | да | да | да |
Отчет по форме 2-ТП (рекультивация) | да | да | да | нет | да |
Отчет о результатах производственного контроля (отчет по ПЭК) | да | да | да | нет | нет |
Декларация о плате за НВОС | да | да | да | нет | да |
Отчет о реализации программы повышения экологической эффективности | да | нет | нет | нет | нет |
Отчет о результатах мониторинга на объектах размещения отходов (ОРО) | да | да | да | нет | нет |
Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании отходов | нет | нет | да | нет | нет |
Декларация о количестве товаров | да | да | да | да | да |
Отчет о выполнении нормативов утилизации | да | да | да | да | да |
Расчет экологического сбора | да | да | да | да | да |
Отчет по форме 2ТП(водхоз) должны предоставлять все юридические лица и индивидуальные предприниматели (респонденты):
Форма и правила предоставления отчетности 2-ТП(водхоз) утверждена Приказом от 27 декабря 2019 года N 815.
Отчет 2-ТП (водхоз) подается в электронном и бумажном виде ежегодно не позднее 22-го января в подведомственное Бассейновое водное управление по месту учета объектов НВОС.
Штраф за несвоевременную подачу, а также недостоверную информацию:
Статья 13.19 КоАП РФ:
Отчет по форме 2-ТП воздух заполняются юридическими лицами, которые оформили соответствующие разрешения на выбросы. При этом различают 2 типа разрешений:
В случае если разрешение на выбросы в атмосферу загрязняющих веществ было просрочено, предприятия (ИП) представляют фактические данные о выбросах по тем же критериям, что и респонденты с действующими разрешительными документами.
Форма и правила предоставления отчетности 2-ТП (воздух) утверждены Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661.
Отчет 2-ТП (воздух) подается в электронном и бумажном виде ежегодно не позднее 22-го января в территориальное управление Росприроднадзора по месту учета объектов НВОС.
Заполненный отчет 2-ТП(воздух) предприятия подают в территориальные органы Росприроднадзора по месту нахождения.
Штраф за несвоевременную подачу, а также недостоверную информацию:
Статья 13.19 КоАП РФ:
Отчет по форме 2-ТП (отходы) должны сдавать все юридические лица и ИП, связанные с отходами (от образования до передачи на обезвреживание, обработку, утилизацию и размещение).
Отчет по форме 2 ТП (отходы) СДАЮТ ВСЕ юридические лица и ИП без исключения, даже те организации/предприятия, которые не включены ни в одну из категорий объектов НВОС.
Предприятия должны отчитаться, даже если просто накапливает отходы, которые образовались во время производства, потребления или оказания услуг.
Учету подлежат все виды отходов, за исключением медицинских, биологических и радиоактивных.
Форма и содержание отчетности 2-ТП (отходы) утверждена Приказом Росстата от 12.12.2019 N 766
Отчет 2-ТП (отходы) подается в электронном и бумажном виде ежегодно до 1 февраля в территориальное управление Росприроднадзора.
Штраф за несвоевременную подачу, а также недостоверную информацию:
Статья 13.19 КоАП РФ:
Данный вид отчета предоставляют юридические лица и ИП:
Форма и содержание отчетности 2-ТП(рекультивация) утверждена Приказом Росстата от 29.12.2012 N 676
Сроки сдачи 2-ТП (рекультивация) – до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Отчетность предоставляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Штраф за несвоевременную подачу, а также недостоверную информацию:
Статья 13.19 КоАП РФ:
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации ОТЧЕТ об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (п.7 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).
Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля составляется по результатам Программы производственного экологического контроля (ПЭК) и сдается для информирования контролирующих органов о результатах контроля предприятиями их воздействия на окружающую среду.
Форма отчета по ПЭК утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 г. № 261. Методические рекомендации по заполнению формы Отчета по ПЭК утверждены Приказом Минприроды России от 16.10.2018 года № 522.
Отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК представляет собой свод из 11 табличных форм.
В отчете приводится количественно-качественная характеристика выбросов загрязняющих веществ, сбросов сточных вод, образования и размещения отходов за прошедший год, скомпонованная на базе программы ПЭК.
Данный отчет информирует о соблюдении установленных нормативов, кроме того, для объектов III категории воздействия данные отчёта по программе ПЭК являются декларируемыми нормативами на следующий год.
Срок подачи Отчета по ПЭК – ежегодно до 25 марта.
Орган, принимающий отчет по программе ПЭК, для объектов федерального уровня надзора – территориальный орган Росприроднадзора, для объектов регионального уровня Министерство природных ресурсов.
Штраф предусмотрен по следующим статьям:
Статья 8.1 КоАП РФ:
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Форма и порядок заполнения Декларации о плате за НВОС утверждены требованиями Приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3. Ставки платы ежегодно меняются в соответствии с постановлениями Правительства РФ.
Отчетность предоставляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Штраф за невнесение в установленные сроки платы за НВОС. Статья 8.41 КоАП РФ:
Отчет о результатах мониторинга на объектах размещения отходов (ОРО) предоставляют собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов.
Представление отчета о результатах мониторинга преследует сразу две цели:
Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее — Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66.
Штраф предусмотрен по следующим статьям:
Статья 8.1 КоАП РФ:
Ответственность производителя (РОП) предполагает, что производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации отходов (статьи 24.2-24.5 ФЗ № 89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (введены в действие ФЗ № 458 от 29.12.2014).
Перечень товаров и упаковки утвержден распоряжением Правительства от 28.12.2017 № 2970-р. при этом в Перечень периодически вносятся изменения, тем самым список групп товаров (упаковки) расширяется.
Нормативы утилизации отходов от использования товаров и упаковки утверждены Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р. В случае невыполнения нормативов утилизации по каждой категории товаров (упаковки), установленных Распоряжением № 2491-р, на производителей и импортеров товаров возложена обязанность по уплате экологического сбора.
Ставки экологического сбора при невыполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 № 284.
Наименование документа | Срок подачи в Росприроднадзор * | Нормативный документ, определяющий форму отчета |
Декларация о товарах и упаковке | Ежегодно до 1 апреля | Постановление Правительства РФ № 1417 от 24.12.2015 г. |
---|---|---|
Отчет о выполнении нормативов утилизации | Ежегодно до 1 апреля | Постановление Правительства РФ № 1342 от 08.12.2015 г. |
Расчет экологического сбора и уплата по нему | Ежегодно до 15 апреля | Постановление Правительства РФ № 1073 от 08.10.2015 г.; Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 |
* 1) производители товаров подают отчетность в территориальные органы Росприроднадзора;
2) импортеры подают отчетность в центральный аппарат Росприроднадзора
3) если одно юридическое лицо одновременно является и производителем, и импортером товаров, отчетность представляется в центральный аппарат Росприроднадзора.
Экологический сбор не уплачивается в отношении товаров, подлежащих утилизации, которые вывозятся за пределы Российской Федерации.
Расчет и уплату экологического сбора необходимо выполнить организациям, которые производят следующие виды товаров:
Штраф за отсутствие либо несвоевременное представление отчетности. Статья 8.5.1 (пункт 1) КоАП РФ:
Штраф за представление отчетности в неполном объеме, либо с недостоверными сведениями. Статья 8.5.1 (пункт 2) КоАП РФ:
Штраф за неуплату в установленные сроки экологического сбора. Статья 8.41.1 КоАП РФ:
Заполните форму ниже и наши специалисты свяжуться с Вами в течение часа
Требования:
Компания «Эверест» предоставляет полный спектр услуг в сфере промышленной экологии.
Мы будем рады предложить Вам свои услуги по экологическому проектированию и нормированию, разработке экологических проектов, получению разрешительной документации
проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
проект санитарно-защитной зоны предприятия
проект нормативов допустимых сбросов
Перечень мероприятий по Охране Окружающей Среды
проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения
добыча пресных подземных вод
проектирование, отчетность, консультации